Это самый большой дворцовый комплекс в долине Луары: около 160 метров в длину, 56 метров в высоту, 426 комнат и помещений (90 из которых сегодня открыты для посещения), 282 камина, 77 лестниц. Замок расположен посреди огромного парка площадью 5440 га - это площадь Парижа в черте города - и окруженного стеной длиной в 32 км.
Задумал замок и начал его строительство в 1519 году король Франциск Первый (François I).
Большинство документов касающихся проектирования и возведения этого замка было утеряно или уничтожено в 18 столетии, так что они были изучены только в 17 веке. Обрывочная сохранившаяся информация с трудом объясняет бесчисленные вопросы касающиеся дизайна и конструкций этого сооружения. Недостаточность информации дала историкам возможность для бесконечного обсуждения соперничающих между собой теорий и интерпретаций.
Имена итальянских архитекторов долгое время ассоциировались с Шамбор, но надежные исторические источники редки и не позволяют точно определить степень их участия в этом проекте. Сохранилось всего два документа касающихся проекта замка. Около 1680 года архитектор Андре Фелибъе (André Felibien) нарисовал план и сделал модель трех фасадов из дерева для проекта крепости. Модель хранилась в очень плохих условиях в Блуа и впоследствии была утрачена.
Вдобавок, конторские книги, датированные 1532 годом, упоминают уплату некой суммы «Domenicque de Courtonne» за радзличные деревянные модели "выполненные пятьдесят лет назад", включая и модель замка Шамбор, которую сравнивают с рисунком работы Фелибьена.
Читать дальше
На них изображена квадратная крепость с большими закругленными башнями на углах. На каждом уровне между 4 комнат вписанных в греческий крест располагаются 4 жилых помещения с квадратным планом. Прямая лестница с двумя параллельными маршами располагается в одном из 4х помещений греческого креста. Фасады декорированы в типично итальянском стиле, с тремя рядами арок.
Модель можно сравнить с центральной частью замка, крепостью, такой, какой мы ее можем увидеть сейчас, находя значительные различия или сходства. В центре сооружения с симметричным планом располагается центральная лестница Grande Stairecase. Расположение комнат и жилых помещений более строгое.
Эти различия между первоначальным замыслом и осуществленным проектом наводят на мысли о том, что где-то между моделью выполненной Доменико да Картона и ее реализацией в принятие выбора архитектурного решения вмешалась влиятельная концепция.
С начала 20 века участие в проектировании замка приписывается Леонардо да Винчи, который в то время находился в Долине Луары (примерно в 1516), и был в тесном контакте с Франсуа I. Леонардо, который жил около Амбуаза, работал над проектами замка и нового города Роморантин. Во время пребывания во Франции он познакомился с Доменико да Кортона, «маэстро Доменико», как он называет его в своих записях. В записях Леонардо было найдено много архитектурных зарисовок, похожих на дизайн Шамбор. Он рисовал для Чарльза д’Амбуаз план города с симметричным планом и четырьмя угловыми павильонами; лестницы с двойными лестницами с прямыми маршами.
На других рисунках, выполненных Леонардо, изображены религиозные или общественные здания с симметричным планом, квадратные здания с большими угловыми башнями украшенными аркадами и пилястрами, четырехмаршевые спиральные лестницы с куполом, лестничные фонари, декорированные ребристым сводом, симметричную композицию фасада организованного вокруг центральной оси, и тп. И мы можем вернуться к плану, напечатанному в 1579 году известным венецианским архитектором Андреа Палладио на котором изображена лестница, которая, как он думал, была спроектирована для замка Шамбор: центральная спираль с четырьмя маршами, похожая на одну из нарисованных Леонардо да Винчи. Лестница полностью заполняла центральное пространство в пересечении четырех комнат в плане в виде греческого креста на каждом этаже, в каждое помещение приходило по маршу.
На основе этого, можно предположить что Леонардо да Винчи сыграл большую роль в проекте оставленными идеями, которые могли способствовать будущему развитию замысла. Но так до сих пор и неизвестно наверняка была ли деревянная модель архитектурным изобретением да Картона или смасштабированной моделью первоначального проекта Леонардо.
Поэтажные планы замка Шамбор:
1 этаж
2 этаж
3 этаж
Внутренняя планировка замка
Апартаменты (жилые помещения)
Крепость Шамбор была спроектирована с абсолютно симметричным планом. Аппартаменты на всех этажах абсолютно идентичны тем, над/под которыми они расположены - впервые во французской архитектуре.
Всего по 8 аппартаментов в каждом уровне – с первого по третий (см. иллюстрации)
Все комнаты, включая и гардеробы, были оборудованы каминами.
Аппартаменты третьего этажа выходившие на терасу были такой же планировки, но без мезанина. Чердаки, ныне пустые, были разбиты на два уровня; во втором уровне находились спальни с гардеробами или кабинеты без дневного освещения и каминов.
Спальни использовались для отдыха, а так же для приема гостей. Помещения могли быть разделены тканями или гобеленами, которые выполняли декоративную функцию, а так же были очень практичны - они не пропускали холод, идущий от стен. Кабинет, новый тип комнаты, был рабочим местом и приватным уединением; гардероб потихоньку стал местом скрытым, использовавшимся для личной гигиены и одевания. Ораторий вскоре превратился во второй кабинет.
Нижний уровень аппартаментов крепости позже был перестроен; первоначальная планировка не изменена в аппартаментах второго этажа и немного изменена в тех, что расположены на третьем этаже.
Лестницы
77 лестниц замка отражают систематическое повторение планировок аппартаментов. Они – часть запутанной сетки (как в городе с его проспектами, улицами и аллеями) сформированной четырьмя прямоугольными помещениями вписанных в греческий крест, центральная лестница с двойным вращением, террасы, малые винтовые лестницы, открытые переходы над галереями, внутренние галереи, аркадные галереи на фасаде, и внутренние лестницы со сложной структурой.
Большая центральня спиральная лестница с двойным вращением собирала основные потоки и распределяла в помещения греческого креста в трех уровнях крепости и на террасы;
Лестницы «top-to-bottom», расположенные в месте присоединения башен к объему «прямоугольных аппартаментов», соединяли между собой помещения, расположенные друг над другом в каждом секторе в шести главных уровнях и трех уровнях мезанинов вверх до чердака, как в современных жилых зданиях; лестницы «top-to-bottom» выводили к помещениям греческого креста через открытые галереи на фасаде.
Фотография центральной двухвинтовой лестницы в послевоенный период.
Второй этаж. №15
Second antechamber or "salle de compagnie"
Коллекция портретов Бурбонов.
Источник